Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста – важная и сложная задача, которая требует системной работы. Проблема постановки певческого голоса – одна из наиболее сложных проблем музыкальной педагогики и психологии. Как важно, но очень не просто научить детей петь? Как развить вокальные данные ребенка, избежав изнурительной муштры и однообразия?

Овладевая собственным голосом, у ребенка повышается самооценка, он становится более уверенным в себе. Но самое главное, ребенок приобретает уникальный музыкальный инструмент, позволяющий выразит ему себя, свои эмоции, чувства и раскрыть творческий потенциал.

Для достижения поставленных задач нами отбирается наиболее эффективные средства,которые стимулируют речевую, мыслительную и двигательную активность

детей, создают атмосферу творчества и радости – это песенки-приветствия,

речевые игры, фонопедические и оздоровительные упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковые игры.

Помощниками в развитии вокальных навыков можете стать Вы – наши родители. Предлагаем не сложные упражнения, которые может выполнить любой родитель со своим ребенком дома в интересной и игровой форме.

Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основными задачами дыхательных упражнений являются:

  • Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
  • Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох).
  • Тренировка силы вдоха и выдоха.
  • Продолжительный выдох.
  • Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:
  • Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении;
  • Способствует восстановлению центральной нервной системы;
  • Улучшает дренажную функцию бронхов;
  • Восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

 Ёжик

Ёжик по лесу гулял

И цветочки собирал.

Справа – белая ромашка,

Слева – розовая кашка.

Как цветочки пахнут сладко!

Их понюхают ребятки.

Дети стоят ровно, руки вдоль туловища. Мелодию можно придумать любую. Поют, выполняя повороты головы вправо-влево. После пропевания делают вдох-выдох (4 раза по 4 вдоха).

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Жаба Квака

 (упражнение для мышц мягкого неба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала,

Сладко-сладко позевала. (Дети зевают)

Травку сочную сжевала

Да водичку поглотала. (Имитируют жевательные движения, глотание)

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а-а!

Квэ-э-э!

Ква-а-а!»

Жизнь у Кваки хороша! (Произносят звуки отрывисто и громко)

 Оздоровительные и фонопедические упражнения

Фонопедические упражнения проводятся для укрепления ещё не окрепших голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактике заболеваний верхних дыхательных путей. Основная цель упражнений – активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием.

Игровое фонопедическое упражнение «Здравствуйте!»

- Здравствуйте, лошадки!

- И-го-го! (Глиссандо с верхнего регистра вниз)

- Здравствуйте, козлятки!

- М-ме-ме-ме! (Глиссандо с грудного регистра вверх)

- Здравствуйте, гусята

- Га-га-га! (Голосовые точки в самом верхнем регистре)

- Здравствуйте, утята!

- Кря-кря-кря! (Произносятся с понижением регистра)

- Здравствуйте, лягушки!

- Ква-а-а! (Голосовые точки с низу вверх)

- Здравствуйте, котята!

- Мяу! Мяу! (Глиссандо вверх, потом вниз).

Глиссаандо (итал. glissando от фр. glisser — скользить) — музыкальный термин, штрих, означающий плавное скольжение от одного звука к другому; даё колористический эффект.

Регистр - участок звукового диапазона музыкального инструмента или голоса, занимающий определенное положение по высоте.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

 Кошка

Посмотрели мы в окошко - (делают пальцами обеих рук «окошко»)

По дорожке ходит кошка («бегают» указательным и средним

пальцами правой руки по левой руке)

С такими усами! (показывают «длинные усы»)

С такими глазами! (показывают «большие глаза»)

Кошка песенку поет,

Нас гулять скорей зовет! («зовут» правой рукой).

Два ежа

Шли по лесу два ежа,

Шли спокойно не спеша. (хлопают поочередно ладошками по ногам)

На спине иголки длинные и колкие, (сжимают и разжимают кулачки)

Чуть шуршали листьями (трут ладошкой о ладошку)

и травкой зубки чистили (палец правой руки поднимают вверх и вниз).

Завершить комплекс игр и упражнений можно исполнением полюбившихся песен.

В игре эмоциональность и выразительность родителя при показе игровых упражнений крайне необходима, так как она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей.

У ваших деток будет развит музыкальный слух, а главное они будут получать эстетическое удовольствие от пения, что очень важно для социально-эмоционального и духовного становления личности каждого ребенка.