В настоящее время выпускается огромное количество самых разных изданий для детей. Детские книжки не только переполняют полки в магазинах, но и продаются на лотках, в метро, в парках. Однако, несмотря на такое изоби­лие, выбрать хорошее литературное издание для детей сейчас весьма трудно. Эти советы помогут вам это сделать.

Для малышей 2—3 лет большое значение имеет поэзия малых форм  (фольклорная и авторская): потешки, прибаутки, короткие стихи А. Барто, С. Маршака и др. Малышам также нужны известные народные сказки. Сказка должна быть короткой, имеющей простой, понятный ма­лышу, но яркий сюжет. Большое значение для понимания сказок имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, со­бытий дарит детям чувство собственной ос­ведомленности и устойчивости окружающего мира, способствует не только запоминанию, но и проживанию, присвоению.

Несколько позже (в 4-5 лет) в жизни дошкольника входят авторские сказки — Ш. Перро, Г.-Х. Андерсена, братьев Гримм, Б. Заходера и др. При выборе конкретных книжек этих авторов важно обращать внимание не только на оформление, но и на качество текста (т. е. перевода). Изложение сказки должно быть увлекательным и доступным детям, т. е. иметь простую лексику, короткие предложения, явную интриг (тайну, загадку, которая разрешается в конце). И конечно же, каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее полностью.

Дошкольникам важно читать также рассказы познавательного содержания - о животных, явлениях природы, разных приключениях и пр. Однако при этом следует учитывать возрастные особенности дошкольников — их потребности и возможности. Возраст высо­кой познавательной активности (его иногда называют «возрастом вопросов» или «возрастом почемучек») — 4—5 лет. Ответить на вопросы и поддержать познавательную активность детей взрослым могут помочь книги. Дошкольников интересуют сведения о том, какие бывают звери и птицы, где они живут, что едят, какие у них бывают родственные отношения и пр. Именно эту информацию могут дать познавательные книжки. Здесь опять же важны доступность и простота изложения познавательного материала.

И конечно же, представить и усвоить все это помогают картинки. Книжки для дошкольников обязательно должны быть с картинками. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них мельчайшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помога­ют малышам проникнуть в содержание текста и понять его. Кроме того, они (в отличие от мультфильмов) позволяют «остановить мгновенье», еще и еще раз вернуться к любимому эпизоду и самостоятельно вспомнить, «про что было в книжке». Картинка в детской книжке — это не просто иллюстрация, это своего рода средство проживания текста.

Поэтому, выбирая книжку для ребенка, нужно обязательно оценить качество иллюстраций.

Они должны быть большими, реалистичными, узнаваемыми и в то же время условными. Это должны быть не фотографии или натуралистические изображения, а именно картинки, передающие целостный образ персонажа или события.

Важно, чтобы картинки располагались в нужном месте. Дети как бы читают содержание текста по картинкам, изображение является для них зрительной опорой для восприятия и понимания происходящего, поэтому картинки должны быть расположены рядом с тем текстом, который они иллюстрируют